По мере распространения тенденции всеобщей борьбы с агрессивным налоговым планированием и уходом от налогов, публикация распространенных и подозрительных схем на вебсайтах налоговых органов разных стран становится популярной практикой. Как правило, такая практика на направлена на просвещение налогоплательщиков с тем, чтобы они научились распознавать налоговые схемы, воздерживаться от участия в них, а также сообщать о подозрительных схемах налоговому органу.

 

К описанию распространенных схем ухода от налогов фискальные органы подходят с разной степенью детализации. Налоговые органы одних стран предпочитают только обозначить общий подход к выявлению агрессивного налогового планирования или ухода от налогообложения, а других – еще и предоставить детальное описать подозрительных схем.

 

Например, служба внутренних доходов США описывает основные черты и признаки схем ухода от налогов и перечисляет офшорные структуры и иные механизмы, которые используются при уходе от налогообложения. Недобросовестные налогоплательщики, считает налоговый орган, используют законодательство офшорных юрисдикций, не предусматривающее публичное раскрытие информации, в попытке скрыть доход, налоги с которого должны уплачиваться в США. Структурами и средствами, используемыми в схемах ухода, могут выступать иностранные компании, трасты и партнерства, частные банковские счета, офшорные банковские счета, займы между взаимосвязанными сторонами и пр. Американские налоговики не забывают упомянуть и самые популярные способы вывода средств и активов за рубеж, а также пути их репатриации.

 

Королевская налоговая и таможенная служба Великобритании не ограничивается общим описанием ухода от налогов, она также ведет учет выявленных схем на своем вебсайте, причем довольно давно. На сегодняшний день здесь собрано 34 схемы, которые направлены на уклонение от налогов, гербовых сборов и социальных взносов, а также злоупотребление различными льготами. Некоторые из этих схем уже были закрыты путем внесения изменений в законодательство, немало случаев использования многих из них было рассмотрено судом.

 

Налоговый департамент Австралии также публикует описание схем ухода от налогов, привлекающие его пристальное внимание, и не забывают про их общие признаки. Помимо весьма подробного описания 14 схем, сайт австралийской налоговой содержит информационные письма для налогоплательщиков, которые касаются выявления ухода от налогов и выпускаются налоговым органом с 2001 года.
На сайте налоговой службы Новой Зеландии опубликовано краткое описание 6 типов схем, которые могут быть направлены на уход от налогов. Кроме того, здесь можно ознакомиться с важными судебными делами об уходе от налогов, разъяснениями налоговых норм, затрагивающих уход от налогообложения, информационными письмами налоговой службы по этому вопросу и другими материалами.

 

Налоговый орган Сингапура опубликовал на своем вебсайте схемы ухода от налогов не так давно, в июле 2016 года. Вскоре после них было опубликовано описание распространенной схемы мошенничества с косвенным налогом (налогом на товары и услуги – GST). В 2016 году налоговая служба также опубликовала документы, подробно рассматривающие некоторые примеры налоговых злоупотреблений со стороны компаний и физических лиц.

 

Налоговое ведомство Франции опубликовало описание налоговых схем раньше, в апреле 2015 года. Некоторые из включенных в документ практик касались злоупотреблений в сфере НДС. Французские налоговики обозначили возможность добровольной корректировки отчетности и налоговых обязательств для тех налогоплательщиков, которые применяли описанные схемы. Однако освобождение от или послабление санкций за добровольную корректировку предусмотрены не были.


По информации Globes, в декабре 2016 года налоговый орган Израиля также опубликовал список схем, использование которых не совпадает с точкой зрения налогового органа на допустимое налоговое планирование. Налогоплательщики должны будут раскрыть такие схемы в ежегодных декларациях о доходах. Кроме того, теперь израильские налогоплательщики обязаны заявлять о полученных ими профессиональных консультациях, которые привели:
– к уменьшению налоговых обязательств налогоплательщика более чем на 5 млн. шекелей (около 1,3 млн. долларов США) в год или более чем на 10 млн. шекелей за 4 года;
– в случае с косвенным налогообложением (НДС, таможенные пошлины), к уменьшению налоговых обязательств на сумму от 2 млн. шекелей в год или более 5 млн. шекелей за 4 года.
Израильский налогоплательщик также обязан сообщить налоговым органам, если он получил от консультанта «готовое» налоговое решение, а также если ему была рекомендована схема с применением партнерства, учрежденного консультантом и обратившимся к нему налогоплательщиком.

 

Растущее стремление налоговых органов просветить население относительно схем агрессивного налогового планирования и рассказать о признаках подозрительных операций свидетельствует о том, что власти возлагают на информаторов определенные надежды. В пользу этого говорят и прямые призывы информировать налоговые органы о замеченных признаках налоговых схем. Правительства некоторых стран предлагают информаторам вознаграждение, размер которого может зависеть от взысканных в результате сумм, причем известен случай, когда информаторы отстояли свое право на вознаграждение
определенного размера в суде